Профи
Сообщений: 1247
Регистрация: 03.01.2010
Ник: Romero
Статус: Оффлайн
| Швейцарец Клод Мортале (Claude Marthaler) - один из самых знаменитых велопутешественников современности, человек, который накрутил на колесах своего велосипеда уже более 120 000 км, объехал Европу, Азию, Африку, Америку. Так случилось, что некоторое время назад он пожаловал в Минск, и мы, безусловно, не могли не воспользоваться возможностью поговорить с ним о философии дальних странствий, о жизни на колесах и особенности велотуризма.
Клод, не трудно находиться такое длительное время так далеко от дома?
Ну, теперь путешествие у меня короткое, поэтому особых проблем нет. Но когда оно тянется дольше, то здесь уже, безусловно, труднее. Правда, в путешествии время особо не ощущается. Понимаешь, что оно проходит, только когда приходит день рождения или Новый год. А если я, например, путешествовал по Африке, то почувствовать время было почти невозможно - два года тянулось лето!
В общем, теперь все легче, есть скайп и через него можно связаться с родителями, с девушкой. Да и вообще, в путешествии я не чувствую, что надо вернуться домой. Наоборот, когда нахожусь дома, меня постоянно тянет в дорогу. Не обязательно на год, но хотя бы на выходные или на недельку выезжать. Мне кажется, что моим родителям и моей девушке труднее ждать меня, потому что они сидят на одном месте и для них время течет медленнее.
Впрочем, ощущение времени у меня постоянно меняется, так как в жизни нет какого-то конкретного расписания, я не должен делать что-либо день в день. Причем это может показаться парадоксальным, но иногда труднее не иметь такого расклада и ежедневных обязанностей, чем иметь. Если ты живешь по расписанию - жить становится проще, ты всегда знаешь, что будешь делать завтра, послезавтра, через неделю, можешь что-то спланировать. А если такого нет, периодически ловишь себя на мысли, что не знаешь, где ты находишься, что нужно делать. Но в этом и привлекательность.
Свободное время - одно из величайших богатств, которое имеет человек. Время вообще самое большое богатство. Многие мои деньги, но при этом они не имеют вот этого главного богатства. Кажется, они могли бы остановиться, не терять время на встречи, соглашения, переговоры, а просто начать жить, да только не делают этого. А в путешествии ты свободен.
Часто у меня спрашивают, где я беру деньги на путешествия. Так вот так получилось, что я родился в Швейцарии, богатой стране. По швейцарским стандартам я нахожусь в среднем классе, но, например, по меркам Беларуси я имею хороший доход. И этим я пользуюсь. Никто не может решить, где родиться, но жизнь от этого, безусловно, зависит.
Впрочем, понятия свободы, благосостояния определяются культурой каждой страны. И эти понятия очень отличаются, например, в Индии, Белоруссии и Швейцарии.
Хорошо, а теперь ответь, пожалуйста, на вопрос, который, думаю, заинтересует любителей велопутешествий: на каком велосипеде и с каким снаряжением надо готовиться в долгую поездку?
Во-первых, рама должна быть соответствующего для каждого человека размера, должна быть комфортная посадка. Это понятно, ведь на велосипеде проводишь много времени. Ни в коем случае рама не должна быть карбоновая или алюминиевая - только стальная. Карбон крошится и ремонту не подлежит, алюминий можно сварить, но это трудно, поэтому не везде возможно.
Рама для проезжающего велосипеда может быть дольше, чем, например,у шоссейного или МТВ, так как для него не важна возможность быстрых и резких маневров. Колеса лучше иметь двадцать шестой Это, так сказать, мировой прохожий стандарт. Дело в том, что такой размер колес самый популярный в мире, и везде можно найти им замену, запчасти. С другими размерами уже могут быть проблемы. Да и с меньшим кругом и меньшим передаточным числом можно ехать плавной и дольше.
Систему лучше иметь МТВ, а не шоссейную. Маленькая передняя звездочка (одна из них) и максимально большое количество звездочек сзади. Минимум пять, лучше шесть, а еще лучше - девять. Тогда можно подобрать передачи так, чтобы всегда был довольно высокий каданс и не было нагрузки на колени. Их, разумеется, надо беречь, ведь заменить невозможно.
Любые части багажника не должны быть алюминиевые - часто ломаются. Седло, которое мне кажется лучшим - кожаное, фирмы "Brooks". Правда, если оно новое, то слишком жесткое, и нужно проехать на нем 2-3 тысячи километров, чтобы оно были смягчены и прыцёрлася. Кстати, дюрки в седле быть не должно - это вредит как мужчинам, так и женщинам.
Перед долгим путешествием очень хорошо проверить велосипед и снаряжение в короткой - на неделю-две - поездке, чтобы понять, все ли нормально подготовлена, легко ремонтировать. Да и вообще, если ты любишь велосипед, то любишь его как человека - всегда о нем заботишься. Велосипед с багажом у меня сейчас весит 60 кг. Если выезжать, было 80 кг, но я уже пораздовал много книг, от чего-то лишился. Вес самого велосипеда - 18 кг. Есть мнение, что весь багаж должен быть на багажнике сзади - тогда легче его переносить при необходимости. А что ты думаешь на этот счет? На заднее колесо и так идет большая нагрузка, поэтому багаж лучше распределить. У меня сзади велаштаны и большая сумка, и две сумы впереди. Чем больший груз впереди, тем более велосипед становится сбалансированным. Нужно разве что придерживаться одного правила: багаж впереди должен находиться максимально низко, чтобы велосипед был устойчивым. Когда мы с моей девушкой ездили по Африке, у меня даже было два комплекта сумы впереди. Есть много типов багажного снаряжения от разных фирм, но я пользуюсь продукцией фирмы "Ortlieb". Она очень прочная, надежная, непромокаемая и простая. Девиз этой фирмы - "Делай просто и надежно". Для путешественника чем сложнее технология, тем хуже. Например, замки в сумы через некоторое время ломаются. А в моих сумы замков нет - закрутил верх, затянул ленту, и все. Можно десять тысяч раз застегнуть - расстегнуть, и с ними ничего не будет. Принцип "чем сложнее, тем хуже" подходит ко всему. Сложные запчасти сложно найти, складной велосипед сложно ремонтируется и т.д. Что касается одежды, то оно очень зависит от того, где ты и в какую пору едешь. Например, в Африке можно и не иметь запасной одежды - вечером помыл, к утру высохла, можно ехать дальше. Правда, именно с "помыл" там возникают проблемы. Пустыня, воды нет. Мне приходилось по несколько недель не мыться, не стирать одежду, даже были проблемы с кожей. Велосипедные шорты, как известно, синтетические, и только в чистых кожа нормально дышит. Приходилось даже принимать антибиотики, чтобы избежать заражений. Зимой, разумеется, одежды нужно больше. Перчатки, шапка, теплая белье и носки. Разумеется, всегда нужно иметь с собой инструменты и запчасти. Раньше у меня было много запчастей и мало инструментов, теперь - наоборот. Всегда имею с собой камеру, спицы, запасную каретку. Известно, что при путешествии по Европе можно и не иметь много, потому что повсюду можно подремонтироваться,купить необходимое. Но в Азии надо возить с собой все, что может когда-пригодится. Спасает ситуацию то, что у меня один из спонсоров - швейцарский филиал службы доставки DHL. Довольно много запчастей при их помощи мне присылали в разные страны. Во время моего первого путешествия я не имел этой поддержки, было довольно трудно. Приходилось ждать по несколько дней, даже однажды больше недели провел в Бомбее в ожидании запчастей. Можно было купить на месте, но - только индийские. С ними отправляться в путешествие было рискованно, пришлось заказывать швейцарские. Зато теперь у меня есть даже свой логистик, который формирует посылки, кладет туда шоколад, письма. И хотя у меня в DHL неограниченная бесплатная пересылка, я стараюсь этим не злоупотреблять. А еще у меня есть маленькая печка, которая работает на бензине и солярке. Это топливо везде легко найти, а сама печка хорошо греет и легко ремонтируется. И последний вопрос: Клод, как долго еще ты планируешь путешествовать по миру? Как долго? Да пока жив! источник Veloby.net.перевод с белорусского
|