FERRARI 458 ITALIA
Сейчас, если хочешь успеть за Ferrari, надо пошевеливаться. А за этим новым Ferrari 458 просто не угонишься. Наш Суперкар Года - новый эталон способа попасть из пункта А и пункт Б быстрее всех. Правда-правда. И он настолько быстр, что я даже напрягаюсь. Пару слов о Ferrari: маленькая компания производит машины с огромным реноме. Еще несколько лет назад, это помню даже я, она работала в обшарпанных ангарчиках возле "Via del Abecone" в Маранелло. Теперь занимает территорию размером и размахом с два европейских исследовательских центра NASA.
Технология? Она здесь даже сильнее религии. Когда-то небо над Маранелло протыкали шпили, купола и колокольни католических церквей. Теперь повсюду сияют логотипы Ferrari, ими увешаны храмы технологии из стали и стекла. Они окружают нас, вздымаясь над осенним туманом, когда мы в ночи приезжаем сюда послушать (и пощупать) 458-й. Quattrocento cinqantotto, как здесь говорят, но мне больше всего нравится его имя... "Италия".
Подумайте о 458-м в таком ключе: модель 355 была запущена в производство 15 лет назад. С тех пор вышел 360-й, его амбициозный последыш 430-й и адское альтер эго - Scuderia. Всего за 10 лет... Вернемся к 355-му, стройному отпрыску обрюзглого 348-го. Последний был, наверное, худшим из всех Ferrari. И, возможно, он сподвиг Ferrari очнуться и понять, что она слишком расслабилась, почивая на лаврах. 355-й, построенный из старой доброй стали, был оснащен 3,5-литровым V8, выдающим 108 л.с. с каждого литра. И ни трекшн-контроля, ни систем стабилизации: единственной вспомогательной системой была ABS. Трансмиссии, заимствованные в "Формуле-1", полуавтоматические, с управлением на руле (их обозвали "ушастыми") появились на нем позже. Сначала он вышел с обычной 5-ступенчатой механикой, обычным характерно тяжелым сцеплением и кулисой переключения передач - неплохими, когда разогреются. Итак, традиционный Ferrari. Не очень хороший, но мы все равно любили его.
И вот теперь пришел Italia. Самый продвинутый суперкар, который можно купить. По крайней мере, пока не выйдет McLaren МР4-Сколько-То-Там.
"Ушастые" коробки создавались, переделывались, улучшались и отбрасывались за те 15 лет, что прошли между 355-м и этим болидом. Все они в прошлом, в истории. На этой машине стоит трансмиссия с двухдисковым сцеплением. Она настолько хороша, что можно смело констатировать смерть педали сцепления. Подумать только, целый пласт автоинженерии: исследования, разработки, улучшения... и на свалку. И это не единственная технология, которая ушла в небытие или достигла апогея совершенства на этой машине. Italia - цельноалюминиевый. Это композиция из литых и экструдироваиных элементов (последние преобладают), ответственных деталей из высокопрочного алюминия и просто алюминиевых листов. И чуть-чуть высокопрочной стали - этакая дань прошлому. В результате автомобиль весит 1380 кг, но без проблем встречается с любыми бетонными блоками, на какие только не швыряли его гуру безопасности всего мира и Америки тоже.
Трекшн-контроль, динамическая стабилизация, фирменный дифференциал "E-diff3" с электронным управлением и - правильно, ABS. Только это "High Performance ABS" как се называет Ferrari, с системой"Pre-Fill" (предварительного натяга тормозов), как у Mercedes. Она начинает напрягать карбон-керамические (а как же иначе!) тормоза в тот момент, когда чувствует, что водитель снимает ногу с газа. Это уменьшает тормозной путь на полтора метра, если бросать якорь со 100 км/ч, говорит Ferrari.
Переключатель-манеттино мы впервые увидели в 2004 году на руле 430-го, а потом на Scuderia. В самом общем смысле эта штука позволяла настроить вспомогательные системы на любой режим от "вот черт, снег пошел" до "я вожу как Бог". Манеттино в 458-м пошел еще дальше. Если раньше система лишь немного изменяла ощущения, продвинутая электроника этой машины, F1-TRAC и E-diff3 перестраивают все кардинально. Раньше, когда ты хотел почувствовать себя Михаэлем Шумахером, автомобиль просто становился каменно-жестким, и все. В 458-м даже в режиме подвески "ухабистая дорога" (ну что вы, даже в такой мягкой машине Ferrari никогда не употребит слово "комфорт") и на обычных шоссе можно насладиться трековыми настройками: еще более быстрыми переключениями, более агрессивной динамикой, более равнодушным контролем стабилизации. Кажется, Ferrari думает, что кто-то будет использовать этот безумный режим "все выключено" вежедневных передвижениях.А ведь будет же...
Теперь о двигателе. Помните 355-й и его впечатляющие 108 л.с. с литра? А как насчет 127 л.с. с литра? Без наддува, только технологии космического века. Например, двухступенчатый инжектор, который впрыскивает топливо прямо в камеру сгорания и на впуске, и при сжатии. А специальный насос для откачки картерных газов из системы смазки заимствован у "формульного" V8. Он избавляет от неприятности, известной как "газы" (пищеварение тут ни при чем): от проблемы с газообменом между половинками блока в системе смазки V8, из-за чего при сильной раскрутке мотора растут потери мощности. Я мог бы рассказать еще о суперполированных кулачках и твердом, как алмаз, карбоне толкателей, и... Да вы уже поняли. Этот мотор, придуманный, как и все в Ferrari, симпатичными, увлеченными и умнейшими суперпрофи, поработавшими в "Формуле-1", сделан по последнему слову техники. Это шедевр.
И он - нечто большее, чем просто мощная штука: 570 жеребцов при 9000 об/мин, У него 540 Нм на 6000 оборотов и похвальный показатель СО2 - 307 г/км. Бака, если считать по официальной цифре среднего расхода топлива в 13,3 л/100 км, хватит на 540 километров... Чего еще хотеть от такого космолета?
Умопомрачнительно красивый 458 Italia выводит пилота на предел возможностей суперкара. Держитесь крепче! Ряды маленьких светодиодов мерцают во мгле, предупреждая, что поездка будет необычной. Мы знали, что поедем в горы, где еще только на прошлой неделе шел снег... И ворчащий, рыкающий V8, разогревающийся в предрассветной тишине, покашливая и настраиваясь на ритм, говорит, что у нас все еще настоящий теплокровный Ferrari.
Садясь, карабкаешься через широкий порог которого требует алюминиевая конструкция. Сиденья максимально тонкие, с мягкой коричневой кожей. Они чрезвычайно удобны; отлично облегают зад, спину и плечи. Это первый сюрприз. Второй - плавность хода. В Italia стоит новейшая версия фирменных магнетореологических амортизаторов SCM. Да, это сразу чувствуется. Этот автомобиль мягок, но собран, как ни один другой суперкар, на котором мне случалось ездить. Точка. Совершенно новый уровень.
Когда перещелкиваешь двухдисковую трансмиссию на первую и трогаешь газ, испытываешь чуть ли не шок - как нечто столь утонченное способно отвечать с такой яростью? Кривая мощности идет с самого низу вверх и вверх... мотор выдает непрерывный поток энергии до красного сектора на 9000. Сотню он набирает меньше чем за 3.4 с, 190 км/ч - за 10.4 с. максималка - свыше 325 км/ч.
А какой у него руль! От упора до упора - всего два оборота, и хитроумные приспособления превращают усилие в смену направления быстро и без затей. На Ferrari даже меряют особый показатель динамики: время реакции автомобиля на движение рулем. И такая реакция 458-го - сплав работы кучи компонентов, от дизайна специальных шин Michelin до формы и конструкции литых деталей подвески и много чего между ними. Italia - своего рода альтер эго 430-го, который тоже отнюдь не институтка в отношениях с асфальтированными виражами.
Мало что в Italia можно критиковать - если вообще хоть что-то можно. И все время, пока я был с Italia, рот у меня не закрывался, а мозг перестраивался на новое понятие скорости...
И все же есть нечто, вселяющее в меня тревогу. Когда Ferrari выпустил cynepEnzo - FXX, одной из немногих задач концепта было исследовать, что такое "слишком быстро" на дороге. Ведь у него почти 800 л.с. И все же дело не только в скорости 458-го (минута и 25 секунд по Фьорано - это почти также быстро, как Enzo). Дело в том, что он и так быстр, так цивилизован и так крут на этой скорости, что мне становится просто жутко. С ума сойти: как запредельна скорость, которой так легко достичь на этой машине, и с какой беззаботностью она приходит... Пожалуйста, только не думайте, что этот автомобиль просто лучше, острее, быстрее... Он настолько лучше, настолько острее и настолько быстрее, что проще забыть обо всех остальных, чем сравнивать его с ними. Он не просто лучше, он - другой. Он устанавливает новую планку..
В глубинах рекламного буклета про этот автомобиль за £380 000 есть обещание, что эта вакханалия технологий позволит вам носиться на нем, как Михаэль Шумахер. Не хочу заканчивать на минорной ноте, но... от Ferrari вам правда хочется только этого? Я не отважусь ответить на этот вопрос. Но, может быть, вы подумаете над ним на досуге?
Engine Sound Ferrari 458 Itala