Термины тюнинга
ТЮНИНГ - настройка, регулировка, изменение технической части. СТАЙЛИНГ - изменение внешнего и внутреннего видимого содержания, не затрагивающее технические характеристики автомобиля
ВАЙДБОДИ - комплект деталей кузова, существенно изменяющих габариты авто.
ШЕЙВИНГ - удаление с кузова авто шильдиков, молдингов, ручек, замков. Создание ровных поверхностей на кузовных панелях авто.
БУСТАП - электронное или механическое изменение момента срабатывания перепускного клапана турбины. В результате увеличивается пиковое давление турбин и повышается пиковая мощность двигателя.
КОРЧ - полностью переделанный авто, настроеный под конкретные соревнования, с потерей возможности передвигаться по дорогам общего пользования.
ТЕЛЕМЕТРИЯ - комплекс оборудования, для точного измерения времени прохождения дистанции. Измеряет чистое время от линии старта до линии финиша. А также время с реакцией, т.е. от включения стартого сигнала до линии финиша. Отражет фальстарт, и правильное позиционирование машин на старте. Штука очень дорогая.
БУСТКОНТРОЛЕР - электронное или механическое устройство для изменения стоковой отсечки по давлению турбины. Электронные, как правило обманки. Как правило изменяет характеристики работы соленойда буста, который в свою очередь управляет вестгейтом.
МОЗГ, ЭБУ, ЭКУ - электронный блок управления двигателем. Может быть штатным и тюнинговым. Штатные могут быть чипованы. Тюнинговые могут быть заводом зашитыми, т.е. запрограммированны, под конкретные спеки. Либо с выносным пультом управления, для програмирования в режиме реального времени.
ЧИПОВАНИЕ, ЧИПТЮНИНГ, ПРОШИВКА, ПРОШИВАНИЕ, ПЕРЕПРОГРАМИРОВАНИЕ - изменение настроек работы мозга, путем переписывания заложенных програм управления. Либо добавления на плату эбу новых элементов (чип). Крайне необходимая процедура при установлени спеков и оптимизации их работы в общей системе.
СПЕКИ - детали для тюнинга, дающие возможность настраивать требующий настройки технический узел авто. Либо деталь значительно превосходящая, по своим параметрам производительности, оригинальную стоковую деталь.
ВЕЙСТГЕЙТ - механизм для сброса избыточного колличества выхлопных газов раскручивающих турбину, воизбежании ее повреждения. Работает по принципу перепускного клапа. Когда давление турбины достигет максимального значения, срабатывает соленоид, он подает давление на актютатор, который открывает клапан в горячей улитке турбине и газы идут в обход крыльчатки, не создавая давления на лопасти, и турбина уменьшает обороты. Бывают встроенные на маленьких турбинах, и выносные на больших.
ЛСД - лимитед слип диферимциал. Дифференциал ограниченного проскальзования. Дифферинциал который передает момент на обе оси равномерно, а не только на ось с наименьшим сопротивлением. Т.о. при, допустим поподании авто, одним колесом на лед, а другим на сухой асфальт, машина с простым дифом будет стоять и буксовать, а с жесткой блокой, колесо с хорошим сцеплени с дорогой начинет вытягивать авто. Различаются устройством, натягом и степенью проскальзования.
БАНКА - видимая часть глушителя.
АУТЛЕТ - приемная от турбины часть трубы глушителя.
МАСЛОУЛОВИТЕЛЬ - система сбора испарений масла из головы двигателя. Состоит из трубочек, закрытой емкости или бочка, воздушного фильтра. В стоковом авто испарения масла отправляются во впускной тракт, что не есть хорошо. Поэтому делают вытяжку, но чтоб масло не разбрызгивалось по всему двигателю, его собирают в контейнер с вытяжкой и фильтром на конце.
VTEC-контроллер - устройство, которое управляет временем включения VTEC-a, электро-магнитный клапан, который при включении ВТЕК подает масло в ГБЦ. С помощью контроллера можно самому выбирать время включения ВТЕКА.
VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control) в переводе на русский — это электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов. Или проще: электронная система регулировки фаз газораспределения. Термин Хонды, в других тоже самое называется по-другому - VVT-i и т.п.
КУЛАЧКОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - применяется в основном в автоспорте, делятся на обычные и секвентальные (с последовательным выбором передач, как на мотоциклах). Синхронизаторы, как в "гражданских КПП" отсутствуют, вследствии чего позволяет экономить время на переключение передач, за счет неполного выжима сцепления или вообще без выжима сцепления.
Минусы:
- шумные (за счет работы прямозубых зубчатых пар),
- "жесткие" (при включении передачи),
- относительно небольшой ресурс, требуют регулярного квалифицированного обслуживания,
- цена (на ТАЗик в районе ~4кб).
Плюсы:
- выдерживают более высокие нагрузки (за счет формы зуба и зацепления шестерня - кулачковая муфта);
- двигатель гораздо быстрее выходит на максимальные обороты;
- повышенная передача становится более "рабочей";
- крутящий момент имеет больший запас на всех передачах;
- автомобиль гораздо легче трогается с места;
- езда получается более плавной.
ИНТЕРКУЛЕР – теплообменник. Используется в турбированных автомобилях. Необходим для снижения температуры воздуха (увеличивается его плотность и уменьшается склонность мотора к детонации, повышается отдача двигателя), подаваемого из турбокомпрессора в двигатель. Как работает - горячий воздух из турбины проходит через трубки внутри интеркулера, (происходит теплообмен), трубки нагреваются, а воздух охлаждается.
ТУРБИНА - установка с помощью которой в двигатель поступает воздух под высоким давлением, что позволяет увеличиться мощности автомобиля по отношению к объему двигателя и количеству топлива.
СВОП, СВАП - замена, замена какого либо серьезного агрегата на иной, от другой модели, а иногда и марки. Мотор, кпп, моста, подрамники с подвеской. Самый лучший способ принципиально изменить характер овощного авто, но увы далеко не простой, т.к. требует большого кол-ва переделок слесарного и электронного плана.
ТУРБО-ТАЙМЕР-таймер это электронное устройство, которое позволяет двигателю работать определенный промежуток времени после выключение зажигания (вызваны автоматизировать процесс). Турбо-таймеры могут быть с автоматическим выбором времени работы или с ручным выбором, или могут быть частью сигнализаций или устанавливаться дополнительно. Данная функция используется для дополнительного охлаждения турбины (для дополнительной рециркуляции масло) во избежание вспенивания (от высокой температуры) масло оставшейся в турбины, что влияет на срок службы турбины.
Турбо-таймер включается (на 3мин. или более) если вы продолжительное время ездили со скоростью выше 100км/час или выше 3000 оборотов.
BLOW-OFF-клапан для сброса избыточного давления,из впускного тракта,создаваемого турбиной, в атмосверу
КОЙЛОВЕРЫ - комплект тюненой подвески (амортизатор+пружина). в некоторых случаях имеют регулировку высоты и жесткости.
РАСПОРКА - силовой элемент кузова. представляет собой металлическую (карбоновую) трубу, которая крепится на опоры стоек, как передних, так и задних. Предназначение - увеличивает жесткость кузова, не дает стойкам "играть" относительно друг друга, тем самым улучшая управляемость авто.
НУЛЕВИК - воздушный фильтр условно нулевого сопротивления. Предназначение - позволяет движку "легче" дышать. Бывают сухие, которые не надо пропитывать спец.жидкостью и те которые надо пропитывать каждые 2-3 тысячи км. в зависимости от условий. По материалам: бывают из бумаги и из паралона.
ЛАУНЧ КОНТРОЛ - система прогрева резины перед заездом. Состоит из солинойда, который отключает тормоза ведущей оси. Поэтому держа одновременно газ и тормоз, авто стоит на масте и буксует, тем самым прогревает резину для лучшего сцеплния с афальтом. Вживляется в штатную систему тормозов.
ps: надеюсь каждый нашел для себя что-то интересное.) Если что-то забыл пишите ниже,добавлю.